Устойчивая цепочка поставок и политика закупочной деятельности

Подход к управлению

GRI 3-3

Трансформация энергетической системы наряду с цифровой революцией приводит к изменениям в организации работы, а также в способах поставки товаров и услуг. Это также означает, что поставщики становятся ключевыми партнерами в достижении устойчивого развития во всех сферах деятельности Компании.

АО «Самрук-Энерго» требует от поставщиков не только соблюдения действующих законов и разрешений, но и приверженности лучшим практикам в области корпоративного управления, этики, прав человека, охраны здоровья, безопасности и окружающей среды. Эти принципы соответствуют стратегии Общества, а также ее Кодексу поведения Компании и глобальным программам соблюдения нормативных требований.

Принципы закупочной деятельности:

  • Оптимальное и эффективное расходование средств;
  • Открытость и прозрачность, с соблюдением прав и/или законных интересов поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов тендера);
  • Добросовестная конкуренция и недопущения сговора между участниками;
  • Ответственность участников закупок;
  • Недопущения коррупционных проявлений;
  • Поддержка отечественных производителей товаров – приоритет закупок у казахстанских поставщиков при условии соответствия международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан;
  • Приобретение инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг;
  • Предоставление равных возможностей поставщикам для участия в процедуре проведения закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом;
  • Соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Документы, регулирующие закупочную деятельность Компании:

  • Закон РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»31;
  • Порядок осуществления закупок АО «СамрукҚазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления32 (далее – Порядок).

31 Решение Совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Протокол №193 от 3 марта 2022 года.

32 Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» №47-VII ЗРК от 8 июня 2021 года.

Управление закупочными процедурами

Уполномоченный орган по закупкам осуществляет постоянное совершенствование закупочных процессов, обеспечивая их прозрачность и эффективность. Взаимоотношения с поставщиками и потенциальными поставщиками регулируются Законом Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» и Порядком осуществления закупок. После заключения договора стороны руководствуются нормами гражданского законодательства и условиями контракта.

Все требования к качеству товаров, работ и услуг (ТРУ) устанавливаются технической спецификацией и договором. Договора в обязательном порядке предусматривают предоставление отчетности по доле внутристрановой ценности, штрафные санкции и иные отчеты.

В договорах на закупку строительно-монтажных работ, в которых предусмотрена сметная, предпроектная или проектно-сметная документация, поставщики и субподрядчики обязаны закупать необходимые материалы у товаропроизводителей и организаций, реализующих проекты по созданию новых производств. Закупки осуществляются на основе коммерческих предложений, размещенных на веб-портале закупок АО «Самрук-Қазына» (zakup.sk.kz). Этот портал обеспечивает открытый доступ к информации о закупках и способствует развитию честной конкуренции среди поставщиков.

В случае невыполнения закупочных обязательств поставщик несет штрафные санкции в размере не более 10% от общей стоимости договора.

В 2024 году произошли изменения в обеспечение тендерной заявки. Теперь потенциальные поставщики могут вносить тендерное обеспечение в виде электронной банковской гарантии или денежных средств, размещенных в электронном кошельке на веб-портале закупок.

АО «Самрук-Энерго» применяет унифицированный подход к оценке поставщиков с точки зрения устойчивого развития. Основным инструментом является ESG-анкета, которая включает вопросы по экологическим аспектам, соблюдению прав человека, недопущению детского и принудительного труда, а также соответствию международным трудовым стандартам (в том числе конвенциям МОТ и Декларации ООН по правам человека).

Заполнение ESG-анкеты и соответствие критериев является обязательным условием при заключении договора и проводится на этапе закупки. Таким образом, каждый поставщик при заключении контракта подтверждает соблюдение указанных требований. В соответствии с действующим Порядком закупок, установленным акционером, дополнительные проверки, аудит или углубленная оценка воздействия в настоящее время не проводятся.

Анкета также размещена в открытом доступе на сайте Компании и может быть использована поставщиками для предварительной самооценки.

Компания рассматривает ESG-анкету как ключевой инструмент управления рисками в цепочке поставок в рамках действующего регулирования.

Балтабаев Аскар Куатбаевич
Управляющий директор по Обеспечению и Рискам
В 2024 году мы заключили 41 оффтейкконтрактов в рамках программы импортозамещения – это не просто сделки, это наш осознанный вклад в развитие национальной промышленности и снижение зависимости от импортных поставок.
Такой подход позволяет стимулировать локализацию производства, создавать новые рабочие места и укреплять промышленную кооперацию внутри страны. Мы рассматриваем импортозамещение как один из ключевых инструментов повышения устойчивости и конкурентоспособности не только компании, но и всей энергетической отрасли Казахстана в условиях глобальных вызовов и нестабильности цепочек поставок.

Импортозамещение

В целях выполнения стратегических задач по стимулированию развития национальной экономики, поставленных Главой государства и Правительством Республики Казахстан, АО «Самрук-Қазына» активно работает над созданием новых конкурентоспособных отечественных производств в перерабатывающих отраслях промышленности.

Для реализации данной цели Фонд реализует программу содействия созданию новых производств (импортозамещение), направленную на заместительство импорта товаров, которые регулярно закупаются группой компаний Фонда.

Программа включает в себя заключение оффтейкконтрактов на закупку товаров. В рамках реализации программы в 2024 году было заключено 41 оффтейк-контрактов общей суммой более 10,2 млрд тенге для группы компаний АО «Самрук-Энерго».

Категорийное управление закупками

GRI 2-6, 204-1, GRI 12: Coal Sector: 12.8.6

Процесс управления категориями закупок направлен на оптимизацию закупочной деятельности, обеспечивая снижение совокупной стоимости владения – сокращение затрат категории ТРУ на протяжении всего жизненного цикла, а не только на стадии закупки. Такой подход позволяет выбирать наиболее современные и экономически эффективные решения. Внедряемые изменения в закупочную деятельность способствуют не только снижению закупочных цен, но и улучшению качества закупаемых товаров, работ и услуг, а также поддерживают развитие отечественных товаропроизводителей.

Например, в рамках реализации стратегии категорийных закупок по категории «IT оборудование» (далее – Стратегия), управление которой осуществляется на уровне АО «Самрук-Казына», был разработан единый стандарт рабочего места, состоящий из 14 типов оборудования для унификации технических спецификаций.

Стратегия также предусматривает обеспечение заказчиков качественным оборудованием путем первоначальных закупок через запрос ценовых предложений с приоритетом для отечественных производителей, включенных в Реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, который формируется уполномоченным органом в сфере электронной промышленности.

Результаты реализации стратегии показывают положительную динамику роста доли отечественных производителей и увеличения доли внутристрановой ценности.

По результатам внедрения стратегии категорийных закупок в 2024 году был достигнут фактический экономический эффект в размере 230 млн тенге.

98%
закупок АО «Самрук-Энерго» в 2024 году составили закупки у местных компаний33

33 Компания осуществляет свою деятельность на территории Казахстана, следовательно, значительным местом деятельности является Республика Казахстан. Под «местным» компания подразумевает соответствующую территорию присутствия.

Доля поставщиков по Группе компаний АО «Самрук-Энерго»
Показатель Всего Местные поставщики
Количество поставщиков, шт. 2 859 2 808
Сумма закупок, млрд тенге 350 330
Сумма заключенных договоров по Группе компаний с поставщиками, млрд тенге
Показатель Сумма Доля местных поставщиков, %
Закупки, проведенные способом из одного источника 229 94
Закупки, проведенные способом запроса ценовых предложений 11 100
Закупки, проведенные способом открытого тендера 110 93
Доля внутристрановой ценности (местного содержания)34, в поставленных ТРУ, млрд тенге
Показатель 2022 2023 2024
Общая сумма поставки % ДВЦ Общая сумма поставки % ДВЦ Общая сумма поставки % ДВЦ
Товары 174,89 78,42 145,78 66 140,73 73
Работы и услуги 127,06 93 207,57 92 313,25 90
Итого 301,95 353,35 81 453,98 84,8

34 Данные по ДВЦ с учетом вновь вошедших ДЗО (ТОО «АЭС «Усть-Каменогорская ГЭС», ТОО «АЭС «Шульбинская ГЭС», ТОО ESC (Экибастузская ТЭЦ), ТОО «Кокшетауская ТЭЦ»).